Пушкарский сад .
как меняется пространство
под воздействием эпохи?
Название Пушкарского сада, а также Большой и Малой Пушкарских улиц происходит от находившихся до XX века на этом участке пушкарских слобод и конторы артиллерии гарнизонной команды.
В 1718 году на участке, который в настоящее время занимает сад, размещались гарнизоны. Ещё задолго до появления постоянных воинских поселений (полковых слобод), воинские дружины сопровождались походными церквами.
Так и на участке Пушкарских слобод была возведена Ильинская часовня.
В Пушкарском саду также сохранилась одна из чудесных достопримечательностей
Санкт-Петербурга: у стены дома в сквере на пересечении улиц Большая Пушкарская, Введенская и Воскова можно увидеть деревянные мостки и надпись «Место явления Пресвятой Богородицы, 1890 год».
Это здание бывшего приюта для тяжелобольных детей Братства во имя Царицы Небесной с часовней иконы Божией Матери «Всех Скорбящих Радость».
Чудесное явление Божией Матери отроку Николаю Грачеву произошло в декабре 1890 года в доме на Петроградской стороне. Помолившись у образа Богородицы, прикованный к коляске мальчик встал и пешком вернулся домой. Свидетелями чуда стали сотни людей. В 1900 году он основал здесь приют.
Сейчас в этом здании расположен музыкальный колледж.
Б.М. Кустодиев «Вид из окна»
Церковь Введения во храм Пресвятой Богородицы. Иконостас
Этот дом в неорусском стиле хорошо просматривался из окон мастерской академика живописи Б.М. Кустодиева, который с 1915 по 1927 год жил здесь, на Петроградской стороне, на Введенской улице. Мастерская художника с двумя большими окнами выходила на улицу напротив сквера Введенской церкви.
Из окна Кустодиева был виден дом по улице Воскова 1, дошедший до нас в усеченном виде — то самое здание Приюта.
Братство во имя Царицы Небесной.
Приют для больных детей
Но уже в 1732 году здесь была построена деревянная полковая Введенская церковь, а в 1793 году началось строительство нового храма на его месте. Здание в классическом стиле было готово уже к 1810 году и принадлежало военному ведомству. К столетию храма его купол был выкрашен в синий цвет со звездами, как у Измайловского собора.
В мастерской на Петроградской стороне под впечатлением сцены, увиденной Кустодиевым из окна мастерской, была написана картина
«27 февраля 1917 г.».
Для художника это первый и единственный опыт своего рода документального пейзажа. Эта картина – живописное свидетельство происходившего тогда на улицах столицы. В этот день на его глазах народ обезвредил пулемёты, стащил с церкви городового. На картине хорошо видно расположение уже не раз упоминавшегося храма — на углу двух улиц, под углом к ним обеим.
Художник восторженно встретил Февральскую революцию и сетовал лишь на невозможность по причине болезни быть в центре событий: «Здесь все кипит, улицы полны народом… никогда так не сетовал на свою жизнь, которая не позволяет мне выйти на улицу, — ведь «такой» улицы надо столетиями дожидаться!»
Но Кустодиеву не суждено было увидеть из своего окна разрушение Введенской церкви в 1932 году и перестройку приюта. На месте снесенной церкви появился Пушкарский сад, любимый многими горожанами. В советское время здесь проходили Первомайские демонстрации, устраивались городские гуляния и праздники.
Сегодня Пушкарский сад — «зеленый уголок» среди городских построек, он служит местом для бесед под тенью деревьев или активных игр на хорошо обустроенной детской площадке. А еще в Пушкарском саду есть трансформаторная будка, на которой то и дело рисуют граффити — портреты известных петербуржцев.
Пушкарский сад на месте снесенной Введенской церкви
Получается, что Пушкарский сад — яркая иллюстрация того, как меняется городское пространство под воздействием эпохи!
Пушкарский сад в настоящее время
Небольшой живописный уголок с извилистыми деревьями, образующими выразительный просвет, детской площадкой и виднеющейся вдали часовней открывается нашему взору на картине Анатолия Заславского «Мотя, посмотри на Савельича!». Этот сквер — не вымышленное пространство Петербурга, а существующий Пушкарский сад, на пересечении Введенской, Большой Пушкарской улиц и улицы Воскова.
Главная фигура на полотне — приятель живописца, интересный художник и, по словам самого А.Заславского: «Даже актер!» — Владимир Малков, прогуливающийся по парку с любимой собакой — английским мастифом Мотей. На картине запечатлены документальные события. По воспоминаниям самого автора, он стоял спиной к тому дому, где жил Борис Михайлович Кустодиев и писал с натуры.
Эта картина, так называемое — «окно в ситуацию». Малков просит своего четверолапого друга взглянуть на приятеля-художника. Один миг. И вот — они уже на полотне!
Б.М. Кустодиев «27 февраля 1917 года»