Вячеслав Пакулин
Русская загородная усадьба или английский охотничий замок?
Все это — Гатчинский дворец
1765.
XVIII век.
1810-1850.
Фасады дворца, чертеж 1781 года
В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчина) у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за организацию дворцового переворота, в результате которого она стала императрицей. 30 мая 1766 года на территории мызы началось строительство Гатчинского дворца.
Для разработки проекта дворца Григорий Орлов совместно с Екатериной II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его проект удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка.
После окончания строительства дворец представлял собой комплекс, состоящий из трёх связанных между собой частей. Основная часть — трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.
Орлов недолго прожил в новом дворце. Екатерина II любила Гатчину, выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.
Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым.
Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства, поэтому перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.
Памятник императору Павлу I
После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. По её желанию в 1809-1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки.
Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. Основные работы велись в каре (от фр. — компоновка архитектурных объемов вокруг прямоугольного пространства; план здания в виде замкнутого четырехугольника).
На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.
Александр III с семьей у Гатчинского дворца
В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину.
27 марта 1881 года Гатчина стала основной императорской резиденцией. Александр III поселился вместе со своей семьей в помещениях антресольного этажа Арсенального каре.
Здесь он прожил несколько лет, поэтому неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, печное отопление заменено калориферным.
1881.
Император Александр III с семьей — Мария Федоровна, в.к. Ксения, в.к. Ольга, цесаревич Николай, в.к. Георгий, в.к. Михаил. Гатчинский дворец
1944.
Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывезти многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле.
В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а при отступлении немецкие войска подожгли строение. 26 января 1944 года Гатчина была полностью освобождена от захватчиков.
Гатчинский дворец. Акварель
На время пребывания в Гатчине царской семьи приходились учебные занятия детей. Помимо курса различных наук, занимались танцами, играли на музыкальных инструментах и посещали уроки гимнастики.
Свободное время проводили с пользой: стряпали, столярничали, мастерили кукол для своего театра, шили им костюмы. Для игрушечных военных баталий клеили солдатиков. В Арсенале играли в бильярд, в пятнашки, в «воланы»; по коридорам огромного дворца катались на велосипедах.
В комнатах великих князей стоял стереоскоп — «волшебный фонарь», с помощью которого можно было побывать в дальних загадочных странах, вновь вспомнить о местах былых путешествий.
1910-1912.
Освобожденная Гатчина
На спуске у Собственного садика
1959.
Интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время и только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.
Восстановительные работы в парке начали проводить сразу после освобождения Гатчины.
Младший научный сотрудник Эльфрида Тихановская в своем отчете написала: «В уборке парка принимали участие жители города. Особенное внимание уделяли Собственному саду. Скульптуру установили на своих исторических местах, расчистили дорожки, подвязали к трельяжам акацию, высадили цветы, к этому времени начала работать своя оранжерея».
Гатчинский дворец в настоящее время
В марте 2020 года во дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца заложен закладной камень в основание памятника императору Александру III, открытие которого состоялось 5 июня 2021 года.
Гатчинский дворец сегодня — это динамично развивающийся музей, открытый для сотрудничества, а также оригинальная площадка с богатым опытом проведения мероприятий любых направлений и уровней сложности.
2022.
Вячеслав Владимирович Пакулин — талантливый русский живописец, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи. В настоящее время творчество художника заново открывается, переосмысливается, издаются книги и каталоги, посвященные его таланту и яркой индивидуальности.
«Учиться нужно прежде всего у природы», — записывал художник в дневниковых заметках, определяя для себя, что непосредственное умение видеть природу — это самое ценное в творчестве.
Десятки проникновенных пейзажей, написанных Пакулиным стали творческой летописью времени. На одном из них изображен Гатчинский дворец, уникальный памятник архитектуры пригородов Петербурга…
После 1917 года дворец перестал принадлежать царской семье, и в пригородных дворцовых резиденциях начали работать комиссии по приемке и описи имущества дворцов. Было принято решение, что дворцы должны стать национальными музеями. И с 1918 по 1941 год Гатчинский дворец работает как музей.
Гостиная Марии Александровны, 1938 год
1917.
Вячеслав
Пакулин
Русская загородная усадьба или английский охотничий замок?
Все это —
Гатчинский дворец
1765.
XVIII век.
1810-1850.
Фасады дворца, чертеж 1781 года
В 1765 году Екатерина II выкупила Гатчинскую мызу (будущий город Гатчина) у князя Бориса Александровича Куракина и подарила её своему фавориту графу Григорию Григорьевичу Орлову в благодарность за организацию дворцового переворота, в результате которого она стала императрицей. 30 мая 1766 года на территории мызы началось строительство Гатчинского дворца.
Для разработки проекта дворца Григорий Орлов совместно с Екатериной II пригласили итальянского архитектора Антонио Ринальди. Его проект удачно сочетал в себе элементы русской загородной усадьбы и английского охотничьего замка.
После окончания строительства дворец представлял собой комплекс, состоящий из трёх связанных между собой частей. Основная часть — трёхэтажный корпус с примыкавшими к нему двумя пятигранными башнями. На южной были часы, на северной — громоотвод.
Орлов недолго прожил в новом дворце. Екатерина II любила Гатчину, выкупила поместье у братьев Орловых и подарила его сыну Павлу, который перестроил дворец по своему плану.
Работы выполнялись архитектором Винченцо Бренной, а позже Андреем Захаровым.
Павел I увлекался военным делом и в тоже время был почитателем романтизма и рыцарства, поэтому перед дворцом он построил плац, где регулярно проводил парады и смотры армии. Боковые галереи были надстроены и стали закрытыми.
Памятник императору Павлу I
После смерти Павла I в 1801 году Гатчина стала принадлежать его жене Марии Фёдоровне. По её желанию в 1809-1811 годах архитектором Андреем Никифоровичем Воронихиным во дворце были произведены небольшие переделки.
Следующий этап крупных работ по перестройке дворца пришёлся на 1840-е годы, когда он принадлежал императору Николаю I. Основные работы велись в каре (от фр. — компоновка архитектурных объемов вокруг прямоугольного пространства; план здания в виде замкнутого четырехугольника).
На плацу в 1851 году установлен памятник императору Павлу I, выполненный скульптором Джованни Витали.
Александр III с семьей у Гатчинского дворца
В марте 1881 года в результате террористического акта был убит Александр II. Вступивший на престол Александр III покинул Зимний дворец и уехал в Гатчину.
27 марта 1881 года Гатчина стала основной императорской резиденцией. Александр III поселился вместе со своей семьей в помещениях антресольного этажа Арсенального каре. Здесь он прожил несколько лет, поэтому неслучайно его часто называли Гатчинским затворником. При нем были проведены телефон и электричество, построены новая канализация и водопровод, печное отопление заменено калориферным.
1881.
Император Александр III с семьей — Мария Федоровна, в.к. Ксения, в.к. Ольга, цесаревич Николай, в.к. Георгий, в.к. Михаил в Гатчинском дворец
1944.
Перед началом оккупации Гатчины в 1941 году удалось вывезти многие музейные экспонаты, а часть их была спрятана в земле.
В сентябре 1941 года одна из бомб повредила дворец, а при отступлении немецкие войска подожгли строение. 26 января 1944 года Гатчина была полностью освобождена от захватчиков.
Гатчинский дворец. Акварель
На время пребывания в Гатчине царской семьи приходились учебные занятия детей. Помимо курса различных наук, занимались танцами, играли на музыкальных инструментах и посещали уроки гимнастики.
Свободное время проводили с пользой: стряпали, столярничали, мастерили кукол для своего театра, шили им костюмы. Для игрушечных военных баталий клеили солдатиков.
В Арсенале играли в бильярд, в пятнашки, в «воланы»; по коридорам огромного дворца катались на велосипедах.
В комнатах великих князей стоял стереоскоп — «волшебный фонарь»,
с помощью которого можно было побывать в дальних загадочных странах, вновь вспомнить о местах былых путешествий.
1910-1912.
Освобожденная Гатчина
На спуске у Собственного садика
1959.
Интерьеры дворца очень сильно пострадали в военное время и только в 1976 году началось воссоздание исторического здания, а в 1985 году для посещения было открыто несколько залов.
Восстановительные работы в парке начали проводить сразу после освобождения Гатчины.
Младший научный сотрудник Эльфрида Тихановская в своем отчете написала: «В уборке парка принимали участие жители города. Особенное внимание уделяли Собственному саду. Скульптуру установили на своих исторических местах, расчистили дорожки, подвязали к трельяжам акацию, высадили цветы, к этому времени начала работать своя оранжерея».
Гатчинский дворец в настоящее время
В марте 2020 года во дворе Арсенального каре Большого Гатчинского дворца заложен закладной камень в основание памятника императору Александру III, открытие которого состоялось 5 июня 2021 года.
Гатчинский дворец сегодня — это динамично развивающийся музей, открытый для сотрудничества, а также оригинальная площадка с богатым опытом проведения мероприятий любых направлений и уровней сложности.
2022.
Вячеслав Владимирович Пакулин — талантливый русский живописец, один из основателей объединения «Круг художников», мечтавших создать «стиль эпохи», яркий представитель Ленинградский школы живописи. В настоящее время творчество художника заново открывается, переосмысливается, издаются книги и каталоги, посвященные его таланту и яркой индивидуальности.
«Учиться нужно прежде всего у природы», — записывал художник в дневниковых заметках, определяя для себя, что непосредственное умение видеть природу — это самое ценное в творчестве.
Десятки проникновенных пейзажей, написанных Пакулиным стали творческой летописью времени. На одном из них изображен Гатчинский дворец, уникальный памятник архитектуры пригородов Петербурга…
После 1917 года дворец перестал принадлежать царской семье, и в пригородных дворцовых резиденциях начали работать комиссии по приемке и описи имущества дворцов. Было принято решение, что дворцы должны стать национальными музеями. И с 1918 по 1941 год Гатчинский дворец работает как музей.
Гостиная Марии Александровны, 1938 год
1917.
This site was made on Tilda — a website builder that helps to create a website without any code
Create a website